Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, рассказ о человеке[1], который обратился к Пророку ﷺ, сказав: «Дай мне наставление?» На что он ему ответил:
لَا تَغْضَبْ
«Не гневайся!» После чего человек несколько раз повторил свою просьбу и каждый раз (Посланник Аллаhа ﷺ) отвечал на нее словами: «Не гневайся!»
Хадис приводит аль-Бухари.
Разъяснение. Возможно, что Пророк знал, что этот человек много гневается, поэтому выделил для него это наставление. Также Пророк похвалил того, кто сохраняет самообладание при гневе, сказав:
لَيْسَ الشَّدِيدُ بالصُّرَعَةِ؛ إِنَّمَا الشَدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الْغَضَبِ
«Не силен тот, кто побеждает [других], а силен тот, кто проявляет самообладание во время гнева».
Также в хадисе передано:
إِنَّ الْغَضَبَ مِنْ الشَّيْطَانِ
«Воистину, гнев от шайтана».
Человек в гневе выходит из уравновешенного состояния, говорит недолжное, совершает порицаемое, проявляет враждебность и ненависть и совершает другие непристойные, греховные дела. Все это из-за гнева, да сохранит нас Аллаh. Передано в хадисе Сулеймана ибн Съурада, что просьба к Аллаhу о защите от проклятого шайтана (аль-исти‘аза) отводит гнев. Шайтан приукрашивает гнев и все то, исход чего неблагоприятен, а «аль-исти‘аза» из наиболее сильных средств защиты от его козней.
Гнев может привести к большому злу. Многие люди из-за гнева говорят слова неверия и выходят из Ислама, многие люди из-за гнева прерывают родственные связи, многие совершают преступления из-за гнева. Поэтому Посланник Аллаhа завещал не гневаться.
Передается от ‘АбдуЛлаhа ибн Саляма, да будет доволен им Аллаh, что Зайд ибн Са‘н (еще не принявший Ислам) сказал: «Поистине, не осталось примет и знамений пророчества в лице Мухаммада, которых я не заметил в нем, кроме двух. Я искал близости с ним и общения для того, чтоб познать его нрав и качества. Как-то раз Посланник Аллаhа ﷺ вышел из своего жилища с ‘Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллаh. В это время к нему приблизился человек на верховом животном, наподобие бедуина, и обратился к нему со словами: «О, Посланник Аллаhа! Такой-то род принял Ислам и покорился Аллаhу и я говорил им, что если они примут Ислам, то их постигнет изобилие и благо. Теперь же их постигла острая нужда и засуха, поэтому я опасаюсь за них, что они могут выйти из Ислама так же, как они вошли в него с желанием и надеждой. Если ты посчитаешь нужным послать к ним кого-нибудь с помощью, то сделай это. Посланник Аллаhа ﷺ повернулся и посмотрел на стоящего рядом с ним человека, (мне показалось, что это был ‘Умар), и тот ответил ему: «О, Посланник Аллаhа! Из того, что было – ничего не осталось». В этот момент к нему приблизился Зайд ибн Са‘на и сказал: «О, Мухаммад! Не хочешь ли ты продать мне определенное количество фиников из сада такого-то рода на такое-то время в рассрочку?» На что Пророк, ответил: «Нет, иудей! Однако, я могу продать тебе, определенное количество фиников на такое-то время, без конкретизации сада того рода и племени, чьими они будут!» Зайд согласился, и они заключили сделку.
Он ослабил свой пояс, вытащил оттуда восемьдесят золотых динаров и передал их за определенное количество фиников на определенное время. Пророк тут же передал динары человеку, повелев ему поторопиться и оказать помощь тому племени на эту сумму.
Зайд ибн Са‘на сказал: «Когда же осталось два или тря дня до времени расплаты, я увидел Посланника Аллаhа ﷺ, вышедшего на похороны одного из ансаров в сопровождении Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и других сподвижников, да будет доволен ими Аллаh. После завершения молитвы джаназа, он приблизился к стене и присел у нее.
Я тут же подошел к нему, схватил его за рубаху и с гневным и злым лицом сказал: «О, Мухаммад! Почему ты не возвращаешь мне мой долг! Верни мне его! Клянусь Аллаhом, вы, сыны ‘Абдуль-Мутталиба, такие, я вас знаю, вам свойственно не возвращать долги и оттягивать расплату!»
Я бросил взгляд на ‘Умара и заметил, как изменилось его лицо. Грозно посмотрев на меня, он сказал: «Эй, враг Аллаhа! Как ты посмел сказать то, что я слышу и сделать то, что я вижу, с Посланником Аллаhа ﷺ?! Если бы я не опасался опередить его распоряжение, меня опередила бы твоя голова!»
А Посланник Аллаhа ﷺ тем временем с глубоким спокойствием и улыбкой смотрел на ‘Умара. Затем, обратившись к нему, сказал: «Поистине, ‘Умар, мы с ним нуждались больше в другом с твоей стороны: чтоб ты призвал меня к красивой расплате[2], а его призвал к красивому требованию! О, ‘Умар! Пойди вместе с ним и расплатись с ним, отдай ему его долг и добавь ему еще двадцать са‘ов[3]. Возмести ему его испуг».
‘Умар отвел его с собой и расплатился, добавив 20 са‘ов фиников. Я спросил:
— Что это за излишек?
— Посланник Аллаhа повелел мне добавить тебе за то, что я напугал тебя.
— О, ‘Умар! Ты знаешь, кто я?
— Нет. Кто же ты?
— Я Зайд ибн Са‘ана.
— Хабр? (Сан у иудеев, т.е. великий знаток, ученый и мудрец.)
— Да, хабр.
— Что же побудило тебя сказать Посланнику Аллаhа ﷺ то, что ты сказал и сделать то, что ты сделал?!
— О, ‘Умар! Все черты и знамения пророчества мне довелось увидеть в лице Посланника Аллаhа, кроме этих двух: то, что его снисходительность, добродушие и благосклонность опережает его гнев и не добавляет гнев, злоба и глубина невежества его оппонента ему ничего, кроме снисходительности и благородства. И я испытал их в нем и проверил! Поистине, я свидетельствую, о, ‘Умар, и призываю тебя в свидетели, что я доволен Аллаhом, как Господом, Исламом, как религией и Мухаммадом, как Пророком. И свидетельствую, что половина моего имущества – милостыня для уммы Пророка ﷺ.
‘Умар поправил:
— Или для некоторых из них, так как ты не сможешь охватить их всех.
— Или для некоторых из них.
Затем ‘Умар вернулся с Зайдом к Посланнику Аллаhа ﷺ, и Зайд сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаhа, и что Мухаммад – Его раб и Посланник!». Вот так он уверовал в Пророка Мухаммада ﷺ, признал его, подтвердил его правдивость и стал его сподвижником, участвовал с ним во многих сражениях и героически погиб в битве при Табуке.
Передается в «Ихья ‘улюм ад-дин», что у Маймуна ибн Ибрахима был гость, и он поторопил свою невольницу, чтобы она принесла ужин. Она пришла в спешке, запнулась и опрокинула наполненную чашу на голову своего господина, он сказал ей: «О, невольница, ты обожгла меня!». На что она ответила: «О учитель добра и воспитатель людей, обратись к сказанному в Кур`ане!» Он сказал: «Что сказано в Кур`ане?» Она прочла:
﴿وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ﴾
«И сдерживают (свой) гнев (проявляя терпение)» (Áль ‘Имран: 134).
Он сказал: «Я подавил свой гнев!». Она продолжила:
﴿وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ﴾
«И прощают людям» (Áль ‘Имран:134).
Он сказал: «Я простил тебя!». Она сказала: «Добавь еще, поистине, Аллаh говорит:
﴿وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ﴾
«И, воистину, Аллаh любит совершающих добро» (Áль ‘Имран:134).
Он сказал: «Ты освобождена ради Аллаhа!»
[1] Его имя – Джарийа ибн Кудама.
[2] Это не говорит о том, что Пророк ﷺ расплачивался некрасиво.
[3] Около 50-ти килограмм.