Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Мечети – история и особенности

Мечети – история и особенности

Термины

Слово «мечеть» (араб. «مسجد» «масджид») образовано от глагола «سجد» (саджада) – «совершать земной поклон». Соответственно, слово «масджид» означает «место совершения земного поклона».

В арабском и в языках иных мусульманских народов для обозначения мусульманских храмов также используется термин «джами». Это слово образовано от глагола «جمع» (джамаа) - «собирать». То есть, мечеть является местом сбора верующих. В первые века исламского призыва использовался термин «аль-масджидуль-джами». Им обозначались мечети, в которых совершались пятничные молитвы.

Есть предположение, что сам пророк Мухаммад, мир ему, употреблял термин «масджидуль-джами», однако большинство историков и филологов склоняются к мнению, что распространение данный термин получил в эпоху табиинов[1].

Примерно к X веку нашей эры термины «масджид» и «джами» были окончательно разделены. Храмы, где имелись минбары (кафедры) для произнесения пятничной проповеди и где совершались пятничные молебны, стали называться «джами», а мечети без минбаров, в которых пятничные молебны не проводились, стали называться «масджид». На это, к примеру, указывают свидетельства правоведов Маварди[2] и Абу Яла[3]. Абу Умар Аль-Кинди[4] в своей книге «Аль-Вулят Валь-Кудат», описывая работу религиозных судей, осуществлявших свою деятельность на площадках соборных мечетей, называет такие мечети «аль-масджидуль-джами», или просто «аль-джами».

Стоит отметить, что данная тенденция не касалась Запретной мечети Мекки, мечети пророка Мухаммада, мир ему, в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Их издавна называли «масджид», и термин «джами» по отношению к ним никогда не применялся. То же касается мечетей, которые расположены у мест захоронения основателей четырех мазхабов. Их, как правило, называют «масджид», не применяя термин «джами».

Первые мечети в истории человечества

Первым храмом Бога на земле является Священная Кааба. Об этом сообщается в Коране: «Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке)» (сура «Семейство Имрана», 96 аят).

Некоторые предания свидетельствуют, что первую мечеть пророк Адам, мир ему, построил на Цейлоне, куда он спустился с райских садов. Однако это утверждение не соответствует вышеупомянутому аяту, так как в Мекку Адам, мир ему, прибыл после многолетних скитаний по земле.

Вторым крупным храмом единобожия на нашей планете является «Отдалённая мечеть» в Иерусалиме, построенная пророком Аллаха Сулейманом. Эти два духовных центра на протяжении многих веков служат источниками вдохновения, а также ориентиром для представителей авраамических религий.

Мечети, построенные во времена пророка Мухаммада, мир ему

До переселения Пророка, мир ему, в Медину

Как известно, когда пророк Мухаммад, мир ему, начал проповедовать идеи единобожия среди своих соплеменников, многобожники Мекки пытались очернить его репутацию и дискредитировать пророческую деятельности. Но, несмотря на все трудности, пророк Мухаммад, мир ему, в одиночку совершал молитвы между черным камнем и йеменским углом Каабы. Последователи пророка Мухаммада, мир ему, вместе со своим предводителем совершали молитвы в доме члена общины по имени Аркам бин Абуль-Аркам Аль-Махзуми. Сам пророк Мухаммад, мир ему, также выделил отдельную комнату в своем доме для совершения молитв (Бухари, «Молитва», 49; Муснад, II, 178; III, 404; IV, 85).

Помимо этого сообщается, что близкий сподвижник пророка Мухаммада, мир ему, Абу Бакр организовал место для молитвы в саду своего домовладения, где он вслух читал Коран, пробуждая у язычников интерес к исламу. Эти действия Абу Бакра вызывали бурю негодования со стороны многобожников. Совместные публичные коллективные молитвы мусульмане начали совершать только, когда ислам принял Умар Ибн Аль-Хаттаб (Ибн Хишам, I, 367).

Имеются сообщения, что еще до переселения пророка Мухаммада, мир ему, в Медину, в этом городе было основано несколько мечетей. Это было связано с тем, что после двух присяг у холма Акабы в пределах города Мекки, которые принесли Пророку, мир ему, жители Медины, в их городе произошло увеличение количества верующих. Так, один из принесших присягу Пророку, мир ему, житель Медины по имени Абу Умама Асад бин Зурара оградил стеной участок земли, который местное население использовало для сушки фиников, и организовал на этом участке место моления. Здесь, направляясь в сторону Аль-Аксы, совершали намазы сам Абу Умама и другие верующие. Есть сведения, указывающие на то, что здесь еще до переселения Пророка, мир ему, в Медину была совершена пятничная молитва, а позже именно это место было выбрано Пророком, мир ему, для строительства третьей святыни ислама – пророческой мечети (Ибн Саад, I, 239).

Уже в процессе переселения мусульмане основали мечеть в селении Куба в окрестностях Медины. Там же была совершена пятничная молитва, которую возглавил вольноотпущенник Абу Хузейфы Салим (Ибн Шабба, «История лучезарной Медины» I, с. 68. Изд. Даруль-кутубиль-ильмийа, Бейрут).

После переселения Пророка, мир ему, в Медину

Пророка Мухаммада, мир ему, вошедшего в Медину, встречало множество горожан, приветствуя его и приглашая в свои дома. Однако Пророк, мир ему, продолжил движение на своем верблюде для обозначения места будущей мечети. Его верблюд остановился напротив дома Малика бин Наджара на участке земли, принадлежавшем двум сиротам из рода Наджар, Сахлю и Сухайлю (Бухари, «Манакибуль-ансар», 45).

Основание будущей мечети прошло в торжественной обстановке. Пророк, мир ему, принимал личное участие в строительстве храма, временно проживая в доме Абу Аййуба Аль-Ансари, располагавшегося неподалеку. В течение семи месяцев мусульмане строили мединский храм Бога. Мечеть имела размеры 45 на 45 метров. Высота стен была равна среднему росту взрослого человека. В дворовой части здания был построен приют для малообеспеченных последователей ислама, который вошел в историю под названием «Суффа». Вдоль восточной стены мечети расположились девять жилых помещений, в которых проживали члены семьи пророка Мухаммада, мир ему.

Живя в Медине, пророк Мухаммад, мир ему, вел активную проповедническую деятельность, постоянно увеличивая количество верующих. С ростом числа молящихся рос и спрос на строительство квартальных храмов, в которых мусульмане Медины могли бы совершать пятикратные молитвы. Так, по благословению Пророка, мир ему, отдельные мечети были основаны в девяти разных кварталах Медины. Аналогичная динамика наблюдалась и в окрестных селениях, где жители переходили от языческих культов к исламу.

Абу Дауд перечисляет мединские храмы. Это мечети плеиён: Бану Амр бин Мабзуль, Саида, Убайда, Саляма, Рабих, Зурейк, Гифар, Аслям и Джухайн.

Направление на киблу и место постройки части указанных мечетей были определены самим Пророком, мир ему (Ибн Шабба, I, 63. «История лучезарной Медины». Изд. Даруль-кутубиль-ильмийа, Бейрут).

Сама же пророческая мечеть в последующий период многократно расширялась и обновлялась. Так, первые работы по расширению храмового комплекса были проведены под предводительством третьего халифа Усмана бин Аффана. В 706-709 годах н. э. расширение и ремонт мечети инициировал омеййадский халиф Аль-Валид I ибн Абдул-Малик. В VIII веке ремонтно-строительные работы были проведены во время правления аббасидского халифа Махди Билляха. Аналогичные работы велись в XIII, XV, XIX и XX веках. Но, несмотря на то, что с течением времени мечеть Пророка, мир ему, полностью утратила свой первозданный вид, благодаря сохранившимся описаниям она стала главным эталоном мусульманской архитектуры на многие века.

Мечети, построенные во времена Пророка, мир ему, в разных уголках Аравийского полуострова

В эпоху пророческой миссии Мухаммада, мир ему, мечети носили названия племен, на чьей территории они были построены, или, как в случае с некоторыми мечетями Медины, их называли по имени определенного рода, семьи. В зависимости от того, кому принадлежал участок земли, на котором возводился храм. Этот факт подтверждается данными, приводимыми имамом Аль-Бухари в разделе «Молитва» его сборника. К слову, правоведы не видят в этом чего-либо предосудительного, так как во времена Пророка, мир ему, все мечети в силу отсутствия нумерации зданий и точных наименований улиц в городах или сельских поселениях носили подобные названия, являясь ориентиром для жителей населенного пункта, а также путников.

После указа Пророка, мир ему, о строительстве мечетей, в Медине и ее окрестностях не осталось ни одного племени, которое бы не имело своего квартального храма. Однако строительный бум мусульманских культовых сооружений этим не ограничивался. Согласно преданиям, приводимым в сборниках хадисов, мечети также строились на территориях племен, проживавших за много километров от центра ислама. Так, имам аль-Бухари сообщает, что после строительства мечети Пророка, мир ему, все жители Медины и окрестностей стекались к ней для совершения пятничной молитвы. Однако по прошествии недолгого времени пятничную молитву начали совершать также прихожане мечети Джуваса, которая находилась на территории племени Бану Абдуль-Кайс на востоке Аравийского полуострова (Бухари, «Пятница», 11).

После взятия Мекки войска Халида бин Валида вошли в селение Йалямлям, где проживало племя Бану Джазим. Члены племени доказали полководцу их приверженность исламу, показав ему находившуюся на их территории мечеть (Аль-Вакиди, «Аль-Магази», с. 875-884. Калькутта, 1855 г.).

Помимо этого, наличие мечетей в пророческий период фиксируется также в 150 километрах к западу от Мекки в местности Вади Кадид, а также в оазисе Мурейси (окрестности Мекки), принадлежавшем племени Бану Мусталик.

Согласно источникам, часть племен переделывала храмы, посвященные языческим божествам, в мечети. Так, племя Сакиф, проживавшее в городе Таиф, основало мечеть на месте храма идола Ал-Лата. По некоторым данным, это было сделано по инициативе пророка Мухаммада, мир ему, и его сподвижников (Ибн Маджа, «Mасаджид», 3). В некоторых случаях остатки языческих храмов и сами идолы использовались в качестве строительного материала при основании мусульманских мечетей. Так, в городе Табаля, находившемся между Йеменом и Меккой, у племен Хасам, Баджиля, Азд и Хавазин существовал культ идола Зуль-Халиса. После прихода ислама в эту местность жители поместили идола в основание ворот городской мечети.

Мечети, построенные на территориях, вошедших в состав мусульманского государства в эпоху праведных халифов

В эпоху праведных халифов границы мусульманского государства значительно расширились. Перед руководством страны стояла задача донести до людей слово истины. С этой целью мусульмане, руководствуясь наставлениями Корана и призывами пророка Мухаммада, мир ему, приступили к расширению площади уже построенных мечетей и основанию новых, особенно на территориях, ранее не входивших в состав мусульманского государства.

Так, была расширена площадь Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине. Во времена правления халифа Умара, да будет доволен им Аллах, в Иерусалиме, так же включенном в состав государства, была построена мечеть Аль-Акса, вмещавшая до трех тысяч молящихся.

В некоторых городах, полностью или частично вошедших в состав мусульманского государства, существовали общие культовые здания, разделенные между мусульманской и христианской общинами. Так, в Дамаске, который был включен в состав Халифата, мусульмане и христиане поделили между собой церковь святого Иоанна, которая располагалась в центре города. Такая же ситуация была в городе Хомсе, в котором был расквартирован корпус мусульманской армии, возглавляемый известным сподвижником пророка Мухаммада, мир ему, Абу Убайдой[5]. Часто по результатам договоренностей, достигавшихся между мусульманскими полками и местным населением, принималось решение о выделении отдельного участка для строительства мечетей. Подобным примером служит город Табария в Палестине, где мусульманский полководец Шурахбиль бин Хасана в ходе переговоров договорился с местными жителями о соблюдении неприкосновенности их имущества, жизней, храмов и выделении для нужд мусульманской общины земельного участка под строительство мечети.

Стоит отметить, что практика сохранения неприкосновенности немусульманских культовых сооружений сохранялась на протяжении всего периода властвования четырех праведных халифов.

(Продолжение следует)



[1] Табиины, таби‘ун ( (ед. числ. таби‘) — следующее поколение за сахабами, предшественники таби ат-табиинов. Поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников пророка Мухаммада, непосредственно не общавшиеся с Посланником Аллаха. Буквальный перевод — последователь.

[2] Абу-ль-Хаса́н Али́ ибн Муха́ммад аль-Басри́ аль-Ма́варди ( 974, Басра, совр. Ирак — 27 мая 1058, Багдад) — мусульманский мыслитель, правовед, последователь шафиитского мазхаба. Работал главным кадием в Хорасане и Багдаде, служил дипломатом при дворе Аббасидских халифов аль-Каима и аль-Кадира. Особую популярность получил после написания им книги Аль-ахкам ас-Султания валь-Вилаят аль-Диния.

[3] Абу́ Яла́ аль-Ма́васили ‎ (825 — 919) — мусульманский богослов, имам, хафиз, мухаддис из Мосула (совр. Ирак).

[4] Абу Умар Мухаммад ибн Йусуф ибн Якуб аль-Кинди аль-Туджиби - арабский историк. Родился в Фустате в 897 году н.э. Умер в 961 году.

[5] Абу́ ‘Уба́йда ибн аль-Джарра́х (‎ 583, Мекка — 638, совр. Иордания) — известный исламский полководец и политический деятель, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, мир ему.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме