Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Предопределение

Предопределение

С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!

Некоторые ученые сказали: «Предопределение – это устроение Аллаhом всего как оно есть в соответствии с Его Вечным Знанием и Вечной Волей. Все события происходят тогда, когда им предопределено по Его Воле произойти. К ним также относятся благие и плохие деяния рабов, совершенные по их выбору. На это указывают слова Посланника Аллаhа ﷺ Джабраилю, кода тот спросил его о том, что такое Вера:

الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ

«Вера – это верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный день и верить в Предопределение добра и зла», передал Муслим[1].

Это означает, что творения, созданные Аллаhом, среди которых есть добро и зло, появились по вечному Предопределению Аллаhа. Однако, Предопределение Аллаhа, которое является Его собственным (сущностным) Сыфатом, не описывается злом, напротив, предопределение Аллаhом зла, неверия и греховности и Его предопределение Веры и покорности является полноценным Сыфатом и не описывается скверностью.

Воля Всевышнего Аллаhа исполняется в отношении всего, что Он хочет в соответствии с Его Знанием. То, о существовании чего знал Аллаh – Он хотел его существования в то время, в котором оно существует. Также то, о чем знал Аллаh, что этого не будет – Он не хотел его существования. Поэтому все во вселенной происходит по Его Воле. И не может произойти с кем-то ничего из добра или зла, здоровья или болезни, бедности или богатства или чего-либо иного, кроме как по Воле Всевышнего Аллаhа и никого не минует то, что Аллаh предопределил и хотел, чтобы с ним случилось. Передано, что Пророк ﷺ учил некоторых своих дочерей следующим словам:

مَا شَاءَ اللَّهُ كَانَ وَمَا لَمْ يَشَأْ لَمْ يَكُنْ

«Что хотел Аллаh – будет, а чего не хотел – не будет», передал Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан»[2], затем эти слова распространились среди общины Пророка ﷺ.

Передал аль-Байhакый (384-458х) от ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллаh, что он сказал[3]:

إِنَّ أَحَدَكُمْ لَنْ يَخْلُصَ الإِيمَانُ إِلَى قَلْبِهِ حَتَّى يَسْتَيْقِنَ يَقِينًا غَيْرَ شَكٍّ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَهُ وَمَا أَخْطَأَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَهُ وَيُقِرَّ بِالْقَدَرِ كُلِّهِ

«Поистине, иман не проникнет в сердце кого-либо из вас до тех пор, пока он не будет убежден без сомнений в том, что случившееся с ним, никак не могло обойти его, а то, что миновало его, никак не могло произойти с ним, и пока не будет признавать предопределение всего», т.е нельзя подтверждая часть судьбы, отвергать другую.

Также он передал по достоверной цепочке[4], что «‘Умар ибн аль-Хаттаб, находясь в местности аль-Джабийа (в землях Шама) встал и начал проповедь, где восхвалил Аллаhа и благодарил Его, и затем сказал:

مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِىَ لَهُ

«Кого Аллаh ведет по прямому пути, никто не введет в заблуждение, а кого Он ввел в заблуждение, никто не выведет на правильный путь». Там находился один неверующий зиммий[5] из не арабов, который сказал на своем языке: «Аллаh никого не вводит в заблуждение», тогда ‘Умар, обратившись к переводчику, спросил: «Что сказал этот человек?», он ответил: «Он говорит, что Аллаh никого не вводит в заблуждение». Тогда ‘Умар сказал, обратившись к нему: «Ты лжешь, враг Аллаhа, и если бы ты не был из зиммиев, то я наказал бы тебя. Он ввел тебя в заблуждение и введет тебя в Ад, если хочет» (то есть если хочет, чтобы ты умер неверующим)».

Передал хафиз Абу Ну‘айм от племянника аз-Зуhри, который передал от своего дяди аз-Зуhри, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб любил касыду Лябида ибн Раби‘а, в которой есть следующие строки[6]:

إِنَّ تَقْوَى رَبِّنَا خَيْرُ نَفَلْ وَبِإِذْنِ اللَّهِ رَيْثِى وَعَجَلْ

أَحْمَدُ اللَّهَ فَلا نِدَّ لَهُ بِيَدَيْهِ الْخَيْرُ مَا شَاءَ فَعَلْ

مَنْ هَدَاهُ سُبُلَ الْخَيْرِ اهْتَدَى نَاعِمَ الْبَالِ وَمَنْ شَاءَ أَضَلّ

«Богобоязненность – лучшее, что дается человеку

По Воле Аллаhа моя медлительность и торопливость.

Я восхваляю Аллаhа, нет у Него подобия.

По Его Воле происходит добро и то, что Он хочет – делает.

Кого Он ведет по путям добра – тот на прямом пути спокоен, а кого хочет – вводит в заблуждение».

Смысл слов «По Его Воле происходит добро», то есть и зло тоже по Его Воле, но автор ограничился упоминанием добра, воспользовавшись методом «достаточности» (аль-иктифа), подобно тому, как сказано в аяте:

﴿سَرَابِيلَ تَقِيكُمُ الْحَرَّ﴾

«Одеяния, которые хранят вас от жары» (ан-Нахль: 81), в котором говорится об одеянии, сохраняющем от жары, то есть и от холода, так как одеяние сохраняет и от жары, и от холода.

Смысл слов «и то, что Он хочет – делает» – то есть происхождение чего хотел Аллаh – обязательно произойдет, а происхождение чего не хотел – не произойдет.

Передал аль-Байhакый от аш-Шафи‘и (105-204х), что он ответил, когда его спросили о предопределении[7]:

مَا شِئْتَ كَانَ وَإِنْ لَمْ أَشَأْ وَمَا شِـئْتُ إِنْ لَمْ تَشَأْ لَمْ يَكُنْ

خَلَقْتَ الْعِبَـادَ عَلَى مَا عَلِمْتَ فَفِى الْعِلْمِ يَجْرِى الْفَتَى وَالْمُسِنْ

عَلَى ذَا مَنَنْتَ وَهَـَذا خَذَلْتَ وَهَـــذَا أَعَنْتَ وَذَا لَمْ تُعِنْ

فَمِنْهُمْ شَـِقىٌّ وَمِنْهُمْ سَعِيدٌ وَهَـذَا قَبِيـحٌ وَهَـذَا حَسَنْ

«Что хотел Ты (о Аллаh) – будет, даже если я этого не хочу,

А что хочу я – не произойдет, если Ты не хочешь этого.

Ты создал рабов согласно Своему Знанию.

И о юноше, и старце – о каждом знаешь Ты.

Этому Ты дал милость, а этого унизил,

Этому Ты дал силы, а этому – нет.

Среди них несчастный, и среди них счастливый.

Этот – безобразный, а этот – красивый».

Сказано в Кур`ане:

﴿ يُضِلُّ مَنْ يَشَاءُ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاءُ ﴾

«Он вводит в заблуждение кого хочет и ведет по прямому пути кого хочет» (ан-Нахль: 93).



[1] «Сахих Муслим», 1/28, № 102.

[2] См. «Сунан Аби-Дауд», 4/319, №5075.

[3] См. «аль-Када валь-кадар», стр. 299.

[4] См. «аль-Када валь-кадар», стр. 260.

[5] Немусульманин, живущий в мусульманской земле и платящий дань.

[6] «Хильят аль-Аулия», 3/369.

[7] См. «аль-Асма вас-сыфат», 1/450.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме