Из священного Кур’ана.
1. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
( وَقُل لِّعِبَادِي يَقُولُوا الَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ الشَّيْطَانَ يَنزَغُ بَيْنَهُمْ ۚ إِنَّ الشَّيْطَانَ كَانَ لِلْإِنسَانِ عَدُوًّا مُّبِينًا )
«И скажи рабам Моим, чтобы говорили они наилучшее, иначе Сатана разобщит меж вами, воистину Сатана для человека истинный враг». Сура «Аль-Исра» — «Ночное путешествие», 53 аят.
Разъяснение имама Аль-Багави (да смилуется над ним Всевышний Аллах) слов Всевышнего Аллаха: «وَقُل لِّعِبَادِي يَقُولُوا الَّتِي هِيَ أَحْسَنُ» — «И скажи рабам Моим, чтобы говорили они наилучшее ...»: «Аль-Кяльби сказал: “Многобожники оскорбляли мусульман и они пожаловались Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и низвёл Всевышний Аллах: «وَقُل لِّعِبَادِي» — «И скажи рабам Моим ...» уверовавшим, «يَقُولُوا » — «… чтобы говорили они ...» неверующим людям, «الَّتِي هِيَ أَحْسَنُ» — «... наилучшее ...» и не отвечали подобным на их глупости”».
Аль-Хасан сказал: «Чтобы верующий человек на оскорбления неверующего ответил: «Да наставит тебя Аллах».
Сказано, что этот аят низведён об Умаре бин Аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах), когда его поносили некоторые неверующие, и Аллах велел ему их простить.
Сказано, что Всевышний Аллах велел уверовавшим говорить и совершать наилучшее.
Сказано, что « أَحْسَنُ» — «наилучшее» — это символ веры «لا إله إلا الله» — «Нет никакого бога, помимо Аллаха».
«إِنَّ الشَّيْطَانَ يَنزَغُ بَيْنَهُمْ» — «… иначе Сатана разобщит меж вами...», то есть посеет смуту и вражду между людьми.
« إِنَّ الشَّيْطَانَ كَانَ لِلْإِنسَانِ عَدُوًّا مُّبِينًا» — «… воистину Сатана для человека истинный враг», то есть явно проявляющий вражду.
2. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
«وَأُفَوِّضُ أَمْرِي إِلَى اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ»
«И вверяю я дело своё Аллаху, воистину Аллах видит всех рабов». Сура «Гафир» — «Прощающий», 44 аят.
Один из нас переживает, много думает и мучается из-за некоторых проблем, и он даже не в силах не только их решить, но даже помочь самому себе. Но как только он вверит дела свои Аллаху, то Аллах раскроет его сердце, и разрешит то, что мучает его, и всё устроит наилучшим образом.
3. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
«وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا»
«Они не лжесвидетельствуют и, когда они проходят мимо дурных речей, то проходят они благородно». Сура «Аль-Фуркан» — «Различение», 72 аят.
Приводит Ибн Касир (да смилуется над ним Всевышний Аллах) в своём тафсире, что Абдулла бин Мас’уд (да благословит его Аллах и приветствует), проходя рядом с пустословами, отворачивался и не останавливался, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
(لقد أصبح بن مسعود وأمسى كريما)
«Уже стал Ибн Мас’уд благородным с утра и до вечера».
Благородство по отношению к себе выражается в отсутствии ответа на оскорбление, ибо благородство выше невежества, выражающегося в оскорблении людей. Абдулла бин Аль-Касим (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: «وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا» — «… и когда они проходят мимо дурных речей, то проходят они благородно», то есть проходят и не пачкают свои одежды нечистотами бесполезных распрей».
4. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
قَالُوا يَا أَيُّهَا الْعَزِيزُ مَسَّنَا وَأَهْلَنَا الضُّرُّ
«Они сказали: «О правитель! Постигла нас и наши семьи беда». Сура «Юсуф», 88 аят.
С этими словами братья пророка Юсуфа, мир ему, обратились к нему, хотя до этого они причинили ему великое зло, но он простил их и помог им, а ведь он просто человек! Так представь, если то же самое скажешь ты и таким образом обратишься к Милостивейшему из милостивых!
5. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
لَا تَحْسَبُوهُ شَرًّا لَّكُم ۖ بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ
«Не считайте, что это хуже для вас (вас оболгали, обманули и т.д.), наоборот это лучше для вас». Сура «Ан-Нур» — «Свет», 11 аят.
В самой сути проблемы кроется рассвет надежды, и восходит солнце истины, и светоч рассеивает мрак.
6. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ
لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ ۚ كَلَّا ۚ إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا ۖ وَمِن وَرَائِهِم بَرْزَخٌ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ
«Когда к одному из них приходит смерть, он умоляет: “Господь мой! Верни меня. Может, я буду совершать благое в том, что оставил”. Воистину эти слова непременно произносит каждый, а за ними Барзах до дня их воскресения». Сура «Аль-Му’минун» — «Уверовавшие», 99-100 аяты.
Катада сказал об этом аяте: «Клянусь Аллахом! Он не желает вернуться ни к семье, ни к родственникам, он желает вернуться, чтобы совершать благое». Тафсир Ибн Касир 5/494.
7. Абсолют, Свят Он и Велик, сказал:
رُحَمَآءُ بَيْنَهُمْ ۖ تَرَىٰهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا
«Милосердные между собой, ты видишь их совершающими поясной и земной поклоны». Сура «Аль-Фатх» — «Завоевание», 29 аят.
Аллах, прежде чем сказать об их поклонении, говорит об их нравственности, чтобы показать нам неразрывную связь между поклонениями и взаимоотношениями между верующими.
Из пророческой ниши
1. Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое из деяний самое любимое для Аллаха?». Он ответил:
" الصلاة على وقتها ، قلت ثم أي ؟ قال بر الوالدين ، قلت ثم أي ؟ قال الجهاد في سبيل الله .
«Молитва в своё время». Я спросил: «А затем какое?». Он ответил: «Почитание родителей». Я спросил: «А затем какое?». Он ответил: «Священная борьба на пути Аллаха». Хадис приводится Аль-Бухари и Муслимом.
2. Один человек пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и просил у него разрешения отправиться на священную борьбу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его:
( أحي والداك؟" قال : نعم . قال " فيهما فجاهد")
«Живы ли родители твои?». Тот ответил: «Да». Он сказал ему: «В них твоя священная борьба». Этот хадис приводит имам Муслим.
3. Один человек из племени Бану Саляма пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил у него: «О Посланник Аллаха! После смерти родителей моих осталось ли благочестие, которое я могу им оказать?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
نعم. الصلاة عليهما (الدعاء)، والاستغفار لهما، وإيفاءٌ بعهودهما من بعد موتهما، وإكرام صديقهما
وصلة الرحم التي لا توصل إلا بهما
«Да, молиться за них, просить за них прощения у Аллаха, исполнить их договоры после их смерти, почитать их друга, и поддерживать родственные узы соединённые только через них». «Сунан» Абу Дауда.
4. От Абу Рукайя Тамим бин Аус Ад-Дарий (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
[ الدِّينُ النَّصِيحَةُ ]
[ لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ ].
«Религия - это искренность». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «К Аллаху, к Его Писанию, к Его Посланнику, правителям и простым мусульманам». Приводит Муслим.
В этом хадисе присутствует пророческое побуждение к искренности, поклонению, любви и возвеличиванию Всевышнего Аллаха, к соблюдению Его запретов, и к призыву к Его вере.
Проявление искренности к Писанию Аллаха - это распространение его правильных смыслов среди людей, соблюдение его предписаний и запретов, а также вера во всё, что содержится в нём.
Искренность к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) - это всецелая вера в его посланническую миссию, вера в его изречения и действия, искреннее следование за ним, защита его сунны, противодействие скверным нововведениям и тем, кто их привносит, а также искреннее почитание, возвеличивание и любовь по отношению к его сподвижникам.
5. Абдулла бин Аш-Шиххир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда он читал: {{ أَلْهَكُمُ التَّكَاثُرُ }} — «Завлекло вас обогащение», и он сказал:
[ يَقُولُ ابنُ آدَم : مَالي! مَالي! وَهَل لَكَ يَا ابْنَ آدمَ مِنْ مالِكَ إِلَّا مَا أَكَلْتَ فَأَفْنَيْتَ ، أَو لَبِسْتَ فَأَبْلَيْتَ ، أَوْ تَصَدَّقْتَ فَأَمْضَيْتَ؟! ].
«Говорит сын Адама: «Моё богатство! Моё богатство!» А есть ли у тебя из богатства твоего что-то, кроме того, что ты съел и уничтожил, надел и истрепал, дал милостыню и сохранил». Приводит имам Муслим.
Исламский шариат побуждает человека к подготовке к грядущей жизни, которая является местом вечного пребывания. Ислам учит человека брать мирское умеренно без жадности и ненасытности, так как истинно полезное богатство для человека это то, что наилучшим образом поможет ему подготовиться в вечной жизни.
Изречения сподвижников и праведников
У Хузейфы бин Аль-Яман (да будет доволен им Аллах) спросили: «Какое заблуждение самое страшное?» Он ответил: «Когда тебе показывают добро и зло, и ты не можешь их отличить». Из книги «Украшение угодников» (7/671).
Яхья бин Муаз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У человека три врага: его мирское, его дьявол и его эго. От мирского защищайся аскетизмом, от дьявола непослушанием ему, а от эго — избеганием страстей».
Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если люди видят что-то, чего они ниже, то они распускают об этом свои языки». Из книги «Украшение угодников».
Аз-Замахшари сказал: «Уповающий на Аллаха подобен тому, кто желает спуститься с высокой горы и обвязывает себя самым прочным узлом из крепкой верёвки, которая не разорвётся». Из тафсира «Аль-Кашшаф» 5\20.
Аль-Калябази сказал: «Если Всевышний Аллах не оставляет пустой руку того, кто возносит её к Нему, несмотря на то, что он ослушивается Его, и не выполняет велений Его, отворачиваясь от соблюдения права Его, так что же ты думаешь о том, кто возносит руки свои к Нему, нуждаясь в Нём, унижаясь и оправдываясь перед ним, не отворачиваясь, а, наоборот, устремляясь к Нему, и просит у Него, как просит находящийся в беде, как взывает тонущий, умоляет о прощении, зная, что никто его ему не предоставит, и не видит он для себя выхода, и не надеется ни на кого, кроме Его милости, и не опирается ни на что, кроме щедрости Его? Свят Щедрейший обладатель великой милости!» Из книги «Море выгод», 289.
Дух мой блуждает с Пророком Мухаммадом,
И стонет душа моя, тоскуя о нём.
Скучает сердце моё по нему, и желают глаза увидеть его,
Пусть даже немного, хоть на несколько мгновений.
Любовь моя к нему — дух сердца моего и его биение.
Любовь моя к нему проникает во всю мою суть,
Да благословит тебя Аллах о лучшее творение!
О милость, которая призывает к Милосердному!
О Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада, его семейство и сподвижников, и приветствуй их многократно по количеству творений Твоих, и довольства Твоего, и веса Престола Твоего, и чернил слов Твоих!
Источник: alhakk.ru