Вторник 23 апреля 2024 г.
Фаджр
02:02
Восход
05:08
Зухр
12:40
Аср
17:38
Магриб
20:05
Иша
22:25
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Муфтий Зиннат хазрат Садыков: Проповедь в Интернете

Муфтий Зиннат хазрат Садыков: Проповедь в Интернете

Зиннат хазрат, сейчас мы живём в эпоху Интернета, появляются сайты, странички представителей религии. Согласно исламу, приветствуется ли миссионерская деятельность в сети Интернет?

В первую очередь хочу сказать, что Духовное управление мусульман Тюменской области ведёт активную деятельность в Интернете. С 2016 года действует портал Управления «Аль-хакк» (истина), который позволяет верующем больше узнать о мусульманском богословии, основах ислама, читатели имеют возможность задать вопрос нашим специалистам в области религии. Помимо этого, нами созданы страницы в социальных сетях, мы пытаемся поддерживать их в живом состоянии, публикуя новости, фотографии, статьи. Поэтому тема проповеди, присутствия ислама в интернет-пространстве актуальна и в то же время очень злободневна, так как на протяжении долгого времени у региональных духовных управлений не было своих медиа ресурсов, тогда как представители нетрадиционных религиозных направлений уже давно ведут широкую деятельность в глобальной сети. Современное общество мы можем назвать обществом информационным, поэтому присутствие ислама в Интернете необходимо и обязательно – если мы будем игнорировать эту площадку, эту форму общения людей, потеряем очень многое. Ведь задача мусульман все-таки – проповедь учения Пророка Мухаммада, мир ему, проповедь спасения, слова о едином Боге.

Это площадка, – если мы говорим об интернете, – где присутствует огромное количество людей, молодежи. Не каждый современный человек решится прийти в храм, побеседовать со священнослужителем, но практически каждый может задать интересующий его вопрос в сети Интернет. Практически все молодые люди буквально «пропадают» в глобальной сети, тратя свой потенциал и время не на совсем нужные дела: игры, просмотр видеороликов и т. д. Мы же со своей стороны пытаемся оторвать молодых людей от контента, который предоставляют понятные или непонятные люди, Духовное управление должно иметь свое направление работы: свой контент, свою кораническую, духовную позицию, проповедуемую как с минбара, так и в Интернете.

Главная цель проповеди через Интернет – рассказать о Боге, об истине. В глобальной сети мы все усилия должны направить на то чтобы привести людей к тому, чтобы они перешли из уровня пассивных верующих на уровень активных членов религиозных организаций. В этом роль информационной миссии очень велика. У мусульман России нет своего телеканала поэтому все усилия прилагаются в Интернете – в сложном пространстве, где представлено очень много разноплановой информации. И наша деятельность, наши ресурсы должны стать маяками, указывающими правильный путь в огромном океане информации. Конечно всё это требует высокого уровня профессионализма от людей, которые сидят за клавиатурой, ведь очень важно своими ответами или проповедями не оттолкнуть человека, а приблизить его к духовности.

Но как бы не хороши были методы, применяемые в сети Интернет, виртуальное общение не сможет заменить общение живое. Ведь бывает множество вопросов, которые решаются в личном порядке, в личной беседе. Ещё большее количество вопросов должно решаться через прямое общение с духовным наставником. И, возможно, те ответы, которые наставник даст лично, в беседе по телефону или через интернет, могут быть совершенно не те, что человек мог бы услышать через живое общение. Поэтому если священнослужитель помогает людям найти ответы в Интернете, он должен понимать, что человека надо привести в храм, чтобы это сподвигло его на молитву, на служение Богу.

Люди часто пытаются найти ответ на личный вопрос, тогда как имаму нужно знать хотя бы немного о самом человеке, его жизненных проблемах. Иногда вопросы, что поступают к нам через портал «Аль-хакк», очень личные, порой решить их может только человек, знающий вопрошающего. Поэтому лучше всего человеку обратиться с этим вопросом к имаму напрямую, лучше зайти в мечеть, имам все равно найдёт возможность ответить – даже при загруженном графике, плотном богослужебном ритме жизни и многом другом, в чем он может участвовать. Придите к имаму, придите на молитву и решите волнующий вас вопрос. Это могут быть вопросы личной жизни, вопросы, связанные с детьми, и многое другое, что волнует человека.

Сами понимаете, особенностью сети Интернет является то что там любой человек может заниматься проповедью, красиво писать, красиво выступать, но проблема в том, что мы не знаем этого человека, где он учился, у кого получал знания, поэтому в этом кроется большая опасность для людей, не разбирающихся в богословии. Много таких проповедников, которые сподвигли людей на тяжкие преступления, из-за них многие покинули свои дома, уехали воевать за чужие интересы. Здесь опять-таки важно поддерживать прямой контакт с духовными лидерами, которых знает население, у которых есть авторитет среди мусульман.

Одно дело вести одну-две страницы, а другое – иметь три-пять аккаунтов и целый сайт. Это ведь уже ежедневная и ежечасная работа: нужно выкладывать качественные фотографии, качественные тексты, на вопросы отвечать не отпиской «обратитесь к имаму», а попытаться ответить, вникнуть в проблему. Вот эта проповедь в Интернете не мешает имамам работе с паствой?

Любой священнослужитель активно пользующийся Интернетом, когда заводит различные аккаунты в социальных сетях, начинает свое общение с теми людьми, которые к нему обращаются, тратит на это огромное количество времени. Это реальный труд: как общение человека с человеком в реальной жизни – труд, так и в соцсетях. Это надо понимать любому имаму, и мы, опять же, говорим, что это так или иначе некая форма миссии: готов ты на это время тратить или нет, ведь твоя активность будет влиять на отношение к тебе самому. Повторюсь, это серьёзный труд, это время. Дай Бог, чтобы возможности у нас для этого находились.

Некоторые считают, что социальные сети могут служить площадкой не только для проповеди, но и для антипроповеди – это некое место, где люди больше находят гадостей, чем пользы, оскверняют ислам, ругают Пророка, мир ему, как Вы считаете, так ли это?

Интернет – это такое пространство, где действует некая свобода. Да, существуют группы, изыскивающие различные пакости и прочие нехорошие вещи в отношении ислама, государства, конкретных людей. Этого действительно много. Здесь, наверное, проблема не только Интернета, это наша общечеловеческая проблема. Раньше искали эту гадость в других источниках.

В любом случае нам надо быть самым добрым примером мусульманина. Будут вам писать: «Вот вы все мусульмане – террористы, тут говорите, что ислам миролюбивая религия, а сами дома взрываете», или: «а вы такие-сякие, людей к одному призываете, а сами-то… я видел, я слышал то и то». Да, к сожалению сейчас такого негатива очень много. Люди смотрят телевизор, различные блоги, сайты, у них на этом фоне формируются соответствующие стереотипы о мусульманах. Здесь важно не поддаваться отчаянию под воздействием этих обвинений, а беря пример с Пророка, мир ему, которому в VII веке язычники Мекки также объявили информационную борьбу, демонстрировать добрый пример мусульманской жизни.

Мы должны присутствовать в сети Интернет, быть маяками, которые отводят людей от информационного болота и зла и указывают путь к миру и созиданию. В Интернете можно найти все что угодно, когда угодно, и здесь ты контролируешь, а можешь и не контролировать самого себя и любым своим страстям найти реализацию. Поэтому присутствие ислама в Интернете для проповеди о Боге, проповеди Корана – необходимость. Об этом говорят и наши верховные муфтии, и многие богословы. И слава Богу, что у нас работа в этом направлении развивается.

В русскоязычном сегменте уже существует немало мусульманских сайтов, где человек может найти общение людей и практикующих религиозные обряды, и тех, кто ещё находится в духовном поиске. Они имеют возможность обсуждать различные актуальные вопросы. Эту же задачу выполняет портал «Аль-хакк». Духовное управление мусульман Тюменской области открыто для всех людей, и диалог Управления с обществом возможен в любой плоскости, на любом уровне – к этому мы открыты.

Посоветуйте, до какой степени нужно противостоять тем, кто льет грязь в Интернете на ислам? Есть шанс попасть на злобного «тролля» или «автобота»!».

Здесь, как и в любой другой беседе, мы сталкиваемся с проблемой непонимания, нежелания слышать: одна сторона не слышит другую… Смысл в таком диалоге? Троллинг – «забавное» явление, которым занимаются так называемые «диванные аналитики». Это есть, но мы должны смотреть на это адекватно. Не надо рвать на себе рубашку и кричать: «Ты не прав!». Над этим люди будут потешаться, еще больше провоцировать, и ты же еще останешься дураком.

Вся тонкость диалога, беседы в Интернет-пространстве в том, что мы, во-первых, собеседника не видим, неизвестно, кто этот человек, настоящий он или нет. Ты не знаешь, действительно ли он обладает каким-то знанием или он просто тут же гуглит вопрос и скидывает эту информацию, представляясь ученым или знающим материал. Более того, человек, сидящий на диване или в кресле, печатает гадости, пошлые комментарии, полагая, что он за это не несет никакой ответственности, может оскорблять хоть кого.

Главный вопрос: как мы на это должны реагировать? Давайте смотреть на все по-мусульмански, в том числе на пространство, в котором мы проповедуем, в котором несем слово Божие. И самого Пророка, мир ему, и его сподвижников не слушали периодически – мучили, оскорбляли, плевали в них, кидали камни, кого-то убивали. То же самое здесь. Как они отвечали? Кидали камни обратно, плевали в ответ? Такое поведение будет не совсем адекватным, и поэтому любая дискуссия, вовремя законченная одним из собеседников, когда все выходит за границы разумного, будет, наверное, показателем его большего интеллекта и понимания происходящего.

В 2017-2018 годах Вы активно лично посещали вузы, встречались со студентами. У Вас на каждой встрече был живой диалог, живая беседа. Как аудиторию заинтересовать?

Это вопрос непростой. Да, у нас были такие встречи. Они проходили в ТюмГУ в Аграрном университете, и на самом деле, в любой аудитории начинать разговор имаму сложновато. Представьте себя на месте студента 1-го или 2-го курса. В аудиторию заходят два бородатых человека в мусульманском одеянии. И студент думает: «Сейчас опять будут учить меня жить, будут долго и нудно рассказывать эти прописные истины. Ну ладно, хорошо, что у меня пару отменили, все равно к ней не приготовился. И я посижу в телефоне, Интернете, в социальных сетях». Но слушать все это сложно и «напряжно», выражаясь современным языком.

Это так, но нужно, чтобы наше слово было не то чтобы современным, а чтобы оно отвечало потребностям людей сегодня, здесь и сейчас. Представьте, если я выйду и начну свое слово в стиле ХVIII или ХIХ века, или буду бесконечно употреблять религиозные выражения, или постоянно приводить цитаты на арабском языке, приводить пространные высказывания богословов, сложные для понимания, – это все будет трудно. Понятно, что аудитории бывают разные и где-то, может быть, надо говорить именно таким образом, но в отношении молодого человека совершенно другая форма. Я не хочу говорить про себя лично, но в целом в этом и должно заключаться искусство миссии, ее изюминка. Не каждый миссионер может быть миссионером, не каждый к этому призван. Поэтому, если мы нашли контакт с аудиторией, надо его поддерживать: отвечать на реальные вопросы, давать реальные ответы с пониманием того, к чему мы призываем.

Конечно, в аудитории возникает много личных вопросов, но мы должны ответить на них так, чтобы наш ответ не стал призывом к действию для всех. Один из самых популярных вопросов среди молодежи: как найти себе молодого человека или девушку? В ответе нужно вкратце объяснить исламское учение о браке, рассказать, что нам ждать от отношений, к чему мы вообще стремимся.

Сейчас наша молодежь – это образованные, грамотные люди, понимающие многое, в том числе и благодаря Интернету. Да, в нём можно найти и много плохого, и много хорошего, что дает возможность для самообразования. Давайте использовать эти ресурсы на пользу самим себе. Если раньше нужно было идти в библиотеку и проводить какие-то сложные манипуляции, чтобы найти нужное издание (и то не факт, что оно вообще есть), то сейчас в любой деревушке есть Интернет, за исключением, может быть, каких-то сложных регионов и районов. Но, тем не менее, сотовый оператор – это обязательно наличие Интернета и возможность доступа в сеть. Так что есть колоссальные возможности для самообразования. Главное говорить на волнующие насущные темы и тогда приобретёте интерес аудитории.

Зиннат хазрат, благодарю Вас за эту беседу.

Записал Д. А. Нафиков

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме