Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Астана с. Баишево и ее роль в религиозной традиции сибирских татар

Астана с. Баишево и ее роль в религиозной традиции сибирских татар

Одними из немногих памятников историко-культурного наследия сибирских татар являются мавзолеи первых исламских миссионеров – астана. Под астаной понимается захоронение или местность, где ранее находились мавзолеи исламских миссионеров (якшылар) или местных мучеников за веру (авлийа). За каждой астаной был закреплен хранитель (караучы), согласно легенде он принадлежал к роду шейхов. Институт хранителей астана сохранился до наших дней.

Следует отметить, что само понятие астана напрямую связано с суфизмом, где под ним понимается место, где жили святые и проповедники или где находятся их мавзолеи. Одновременно с этим в традиции возведения и сохранения астана отразились доктрины тенгрианства с его культом почитания предков. В языковом отношении этимология данного термина восходит к арабскому языку и означает «порог двери», «вход во дворец». В персидском языке этот термин означает «царский двор, дворец счастья», «место отдыха и сна», «могилы пророков и других святых людей». Появление понятия астана в диалектах сибирских татар произошло либо вследствие прямого влияния иранского компонента, связанного с весьма специфичными исламскими группами Центральноазиатского региона, либо в результате опосредованного воздействия через тюрок, также связанных с Центральной Азией [3].

Суфийская доктрина снискания благодати (табаррук) через реликвии и особые места (в том числе места погребения) легла в основу традиции почитания священных захоронений. Табаррук – это поиск благословения посредством вещей и всего того, что связано с праведниками, в надежде на увеличение блага по воле Аллаха. Причиной этого становится степень, занимаемая ими перед Аллахом. Одновременно с этим обрядовая практика суфизма, включавшая культ якшылар и астана, чудодейственных реликвий и символов, близка к традициям сибирского шаманизма и контаминировала с древними обрядами инициаций. Мусульманский феномен астана возникает на основе особого отношения к могилам у древних тюрок в доисламский период. Это свидетельствует о том, что современное почитание астана и авлийа для сибиряков имеет значимый компонент сакральности и составляет элемент местного этикета (адаб).

Особое значение с религиозной точки зрения для сибирских татар-мусульман имеет Баишевская астана, находящаяся на окраине деревни Баишево Вагайского района Тюменской области. Она известна как мавзолей шейха Хакима или «Хаким-ата Астана», выделяясь как самая почитаемая среди аналогичных мавзолеев в данном регионе.

Впервые Баишевская астана стала объектом исследования в трудах Г.Ф. Миллера (1734 г.), однако подробная история ее изучения началась в XX в. после опубликования Н.Ф. Катановым в 1903 г. русского перевода двух татарских рукописей (сачара) под общим названием «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири». Рукописи излагали легенду о возникновении в Западной Сибири священных захоронений, содержали список из 30 мест с указанием имён захороненных шейхов. Были обнаружены также другие источники, воспроизводящие легенду с некоторыми вариациями: «Тарих», «Аслы нэсли Сала аулынынг», «Грамота хранителя Юрумской астаны», «Карагайская рукопись» (Карагайский свиток).

Согласно сведениям рукописей, в астане с. Баишево захоронен Хаким-ата – легендарный персонаж для сибирских мусульман. Также он известен как Сулейман Бакыргани или Хаким Сулейман. О значительной роли данной астаны свидетельствует как большое количество ежегодно посещающих ее туристов и паломников, так и поверье о том, что семикратное посещение астаны заменяет посещение Мекки. Считаем необходимым отметить следующее: посещение Баишевской астаны канонически не заменяло паломничество в Мекку, а согласно тексту «Грамоты хранителя Юрумской астаны» давало уважение паломника, подобное тому, кто реально совершил хадж. Баишевской астане приписывается способность излечивать глазные и нервно-психические заболевания, а все чудеса исцеления воспринимаются как атрибут святости шейха, поэтому астана почитается религиозными людьми. Вблизи астаны запрещена охота, а отправляясь на промысел, сюда положено принести садака – добровольное пожертвование.

Баишевская астана является одной из древнейших и самых посещаемых святынь народного ислама в Сибири. Культ астана до настоящего времени продолжает играть значительную роль в религиозно-культурном процессе региона и сохранении религиозно-национального самосознания аборигенного населения. Почитание и посещение сибирскими мусульманами сооружений астана включает их в систему культа мусульманских святых, являющегося важнейшим компонентом всего исламского ареала. Сооружения астана почитаются сибирскими татарами, для которых служат местом отправления традиционных обрядов: теляк/ниятлык/курманлык и багышлау (посвящение), включающих почитание шейхов и чтение сур Корана. Исторически астана, в том числе астана с. Баишево как одна из самых почитаемых, играли важную роль в социокультурном пространстве Западной Сибири как религиозные центры сохранения ислама в условиях изменившейся политической ситуации (христианизация края, уничтожение мечетей и пр.). Нередко в отсутствие мечетей единственным местом, помогающим сибирским татарам идентифицировать себя в качестве мусульман, выступала астана [2]. Помимо этого, благодаря сохранившемуся институту хранителей астана, до наших дней дошли средневековые рукописи, повествующие о приходе ислама в Сибирь.

На современном этапе, в связи с усилением религиозного фактора, у сибирских татар наблюдается повышение интереса к возрождению исламских традиций. Это относится и к почитанию культовых мест. У рядовых верующих идет активное переосмысление значения сооружений астаны: они осмысляются как элемент сибирскотатарской национальной, а также религиозной идентичности. Так, в 2015 году возле астаны с. Баишево было проведено обширное празднование Маулид ан-Наби – дня рождения пророка Мухаммада, с участием гостей и духовных лиц из г. Тюмени и Тобольска.

В 2004 – 2005 годах Баишевская астана наряду с некоторыми другими была паспортизирована Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета. Комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры Тюменской области Баишевской астане присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Искатели. Священная тайна Сибири. URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20907/episode_id/614284/video_id/614284/.

2. История и культура сибирских татар (с древнейших времен до начала XXI века): Краеведческое пособие для студентов и учащихся старших классов общеобразовательных школ. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2014. – 440 с.

3. Рахимов Р.Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. – Тюмень: Печатник, 2006. – 76 с.

4. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. – 72 с.

5. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. – М.: Изд. Дом Марджани, 2009. – 216 с.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме